История
Следы первых поселений на Кубе датируются приблизительно 3500 г. до н. э.
Первобытные поселения рыбаков, охотников, собирателей ягод и фруктов позднее были вытеснены племенами индейцев-араваков, занимавшихся земледелием, которые в свою очередь были изгнаны из Гаити, Пуэрто-Рико, Южной Америки племенами каннибалов-карибов. Кубу в течение 200 лет заселяли индейцы трех ветвей араваков: гуанатабей, сибоней и таино. Гуанатабей — самые отсталые племена, жившие в западной части острова, в пещерах, занимавшиеся в основном рыболовством. Сибоней - более развитые племена, населявшие не только побережье, но и горные районы центральной части Кубы. И, конечно, самые развитые — таино, жившие в деревнях и занимавшиеся земледелием. К моменту открытия Кубы испанцами 3/4 населения Кубы составляли индейцы таино.
Индейцы таино были миролюбивы. На своих полях они выращивали батат (сладкий картофель), маниоку, ямс, кукурузу, тыкву, арахис, перец, авокадо и табак, а также занимались изготовлением глиняной посуды, корзин, каменных орудий труда. Спали они в гамаках, а жили в тростниковых хижинах, расположенных вокруг хижины вождя. Наибольшая плотность населения была в восточной части Кубы, где особенно было развито сельское хозяйство.
27 октября 1492 г. каравеллы Христофора Колумба после трехмесячного плавания из Испании и остановки на Багамских островах подошли к северо-восточному побережью Кубы. Несколько лет спустя, в 1512 году, экспедиция из 300 человек под командованием Диего Веласкеса высадилась в Баракоа (восточное побережье Кубы) и начала завоевание острова. До конца 1514 г. экспедиция основала 7 первых поселений: Асунсьон де Баракоа, Сан Сальвадор де Байамо, Санта Мария де Пуэрто Принсипе, Сантьяго де Куба, Санкти Спиритус, Тринидад, Сан Кристобаль де Ла Гавана.
В 1515 году Диего Веласкес перенес свою штаб-квартиру из Баракоа в Сантьяго де Куба — первую столицу Кубы.
Колонизация острова проходила в условиях жесткого подавления сопротивления индейцев. Одно из самых мощных восстаний было организовано Атуэмом Атуэйем — индейцем, бежавшим с Гаити и уже на Гаити испытавшим все ужасы испанского владычества. Но силы были неравны: индейцы впервые видели огнестрельное оружие, лошадей и лающих собак. Лай собак повергал их в панический ужас. Атуэй был сожжен на костре. На предложение принять христианство, чтобы после сожжения попасть в рай, он ответил отказом, не желая оказаться в раю вместе с испанцами. В течение XVI-XIX веков Куба, за исключением очень коротких периодов, оставалась под владычеством Испании, являясь центром торговли между Испанией и Америкой и монополистом по производству табака и сахара.
С середины XIX века начинается борьба кубинского народа за освобождение от испанского владычества. Самой яркой фигурой в кубинской истории этого периода был Хосе Марти, создавший Кубинскую Революционную Партию 5 января 1892 года.
В 1898 году началась война между США и Испанией за перераздел Латинской Америки, и 10 июня американские войска высадились в Сибонее (на южном побережье недалеко от Сантьяго де Куба). Одновременно американский военно-морской флот заблокировал испанский флот в бухте Сантьяго. В течение нескольких месяцев, благодаря поддержке кубинского народа, американцы оккупировали Кубу и установили военное правление. Куба поменяла зависимость от Испании на еще более сильную зависимость от США. Теперь в Конституции Республики Куба было оговорено влияние Соединенных Штатов и даже право США в любой момент ввести войска и оккупировать Кубу. Естественно, это создало предпосылки для нового освободительного движения, с той лишь разницей, что теперь оно носило антиамериканскую направленность.
Первая попытка восстания была осуществлена группой революционеров под руководством Фиделя Кастро 26 июля 1953 г. Они пытались штурмом взять казармы Монкада. Попытка была неудачной, и многие революционеры были брошены в тюрьмы, в том числе Фидель Кастро, отбывавший заключение на о. Пинос (сейчас о. Молодежи). Сейчас 26 июля — национальный праздник Кубы.
15 мая 1955 г. под давлением общественности революционеры были амнистированы, и большинство покинуло тюрьму, чтобы приступить к подготовке нового восстания.
2 декабря 1956 года экспедиция, в состав которой входило 82 человека, высадилась с яхты «Гранма» на восточном побережье Кубы. Результатом этой акции была победа Революции 1 января 1959 г. С 1961 года Куба следует курсом социализма.
Население Кубы
В течение нескольких лет освоения испанцами Кубы коренное население острова было полностью уничтожено. Так как испанским колонистам требовалось много рабочих рук прежде всего для работы на плантациях, они начали ввозить рабов из центральной Африки. За 350 лет испанцами было ввезено более 1 миллиона африканских рабов. По этой же причине за период с 1853 по 1874 год более 125.000 китайцев было ввезено из Азии. До сих пор в Гаване сохранился «Чайна-Таун». Кроме того, ввозились рабы-индейцы, но в небольших количествах, из Юкатана, Центральной и Южной Америки. Ввозились даже рабочие из Индии.
Кроме эмиграции из Испании довольно интенсивный поток переселенцев был из Германии, Франции и Британии.
Кроме того, Куба приняла огромное количество эмигрантов с соседних островов: 250000 прибыло с Антильских островов (Гаити и Ямайка). Из Испании прибыло 850000 переселенцев, правда, следует отметить, что не все из них остались жить на Кубе.
В начале XX столетия на Кубе осело много американцев, создавших свои колонии на о. Пинос. Очень сильные волны эмиграций на Кубу были во время и после первой и второй мировых войн, в первую очередь сюда переселялись евреи.
Таким образом создавалась нынешняя кубинская нация, впитавшая в себя черты народов со всего мира.
Сейчас население Кубы составляет 11 млн. человек. Официальные источники предлагают следующие данные о составе населения: 65% — белые, 12% — негры, 22% — мулаты. Однако другие источники говорят о том, что белое население составляет 40%, а остальная часть проживающих в стране представлена, прежде всего, неграми и мулатами (большей частью), а также китайцами, евреями, арабами, индейцами и др.
Язык Кубы — испанский, но произношение на Кубе сильно изменено под влиянием языков других народов, эмигрирующих на Кубу. Основная религия - католицизм. Несмотря на особенности социализма как общественно-политического строя, господствующего в стране в течение уже многих десятилетий, кубинцы довольно религиозны. Даже членам кубинской коммунистической партии не запрещается посещать церкви. Но кроме католицизма на Кубе распространены и различные африканские и индейские примитивные религии, породившие множество местных богов, таких, как Элегуа — бог судьбы, Обатала — бог-создатель, Ямайя — бог воды и океана, Чанго — бог войны и огня, Огуя — богиня любви, жена Чанго и любовница Ямайи.
Интересен тот факт, что каждый языческий бог ассоциируется с каким-либо католическим святым, и праздники языческих богов совпадают с соответствующими католическими праздниками. Более того, часто в католических храмах можно видеть фигурки языческих богов.
Культура и искусство Кубы — это чудесная смесь африканской, испанской и так называемой афро-кубинской культур: африканские ритмы и испанские поэтические мелодии в музыке, афро-кубинская румба, удивительная смесь французского и испанского влияний в изобразительном искусстве и архитектуре. К сожалению, в России, за исключением, может быть, поэзии Николаса Гильена, плохо знают кубинскую литературу, тоже весьма своеобразную.
Кубинские традиции
Африканские верования La SanterIa
Католицизм - основная религия на Кубе, но не единственная. С тех пор как первый чернокожий раб вступил на землю острова, там прижились различные верования африканского происхождения. Со временем из них сформировались три основных течения, существующие и популярные до сих пор. Это - Regla de Ocha (Регла де Оча) или Santeria (Сантерия), Las Reglas de Palo (Лас Реглас де Пало) и La Sociedad Secreta Abacua (Ла Сосьедад Секрета Абакуа).
Домашних животных продолжают приносить в жертву богам. Помимо этого есть блюда, фрукты и горячительные напитки, которые участники разделяют с богами при отправлении культа.
La Santeria (Ла Сантерия) - таким словом народ окрестил религию, которая на самом деле называется Regla de Ocha (Регла де Оча). С момента своего возникновения на Кубе среди первых африканских рабов, объединенных ужасом от католической литургии, которая не укладывалась в их первобытное сознание, это культ был глубоко индивидуальным, семейным. Африканские рабы с трудом приспосабливались к жизни вдалеке от Родины, в условиях жесточайшей эксплуатации, на берегу океана - постоянного источника опасности. Некоторые из них, происходящие из эстетитчески развитых племен, увлекающихся песнями и танцами, передали свои знания потомкам.
Звуки барабанов и танцы - это неотъемлемое сопровождение Сантерии, самый распространенный на острове способ проявления религиозных чувств , основанных на смешении африканских верований и католических догм.
Как ни странно, есть люди, которые называют это неповторимое явление, включающее в себя несколько видов искусства, окруженное мифами и таинствами, опасной чертовщиной и происками дьявола.
Африканские божества на Кубе
В первой половине ХVIII века африканские рабы, объединенные в так называемые cabildos (кабильдос) - своеобразные местные советы рабов, происходящих из одного и того же региона Африки, поклонялись определенному божеству, являющемуся покровителем их племени в Нигерии.
Например, в племени Ойо поклонялись Chango (Чангo) - хозяину Грома и Молнии, богу Войны, хранителю красоты и барабанов батa. Надо сказать, что религиозный синкретизм на Кубе в первую очередь выразился в том, что практически у каждого африканского божества есть аналог в католической вере. Так вот, не удивляйтесь, но испанским аналогом Чангo является католическая Святая Santa Barbara.
Племена Egba, Nupe, Tapa, Abeocuta, Ibadan (Эгба, Нупе, Тапа, Абэокута и Ибaдан) поклонялись Yemaya (Йемайa) - Матери Вселенной, божеству, которое олицетворяет море, источник жизни. Аналогом в католической религии является La Virgen de Regla - Хранительница бухты Гаваны и покровительница моряков.
Племена Ekiti, Osogbo, Iyesa, Ijebu (Экити, Осoгбо, Ийесa и Ихэябу) поклонялись Ochun (Очун) - божеству Любви, Женственности и Сексуальности, символу Иронии и Кокетства, Хозяйке Реки и богатств. Ее католический аналог - Virgen de la Caridad de Cobre (Вирхэн де ла Каридaд де Кoбрэ), Покровительница Кубы.
У всех африканских богов есть свои отличительные особенности и сферы деятельности, но всех их объединяют следующие символы: камень и ракушка.
Синкретизм
Черный раб с его первобытным, но очень гибким сознанием, впитывающим как губка окружающую действительность, спрятал глубоко в душе свою веру, затаился, сделав вид, что принимает чуждую католическую религию, навязанную белыми людьми. Но в душе он продолжал поклоняться силам природы, помнил родной язык и напевы далекой Африки, взывающие к богам и повествующие о невероятных историях их жизни.
Эту атмосферу с детства впитали в себя креолы (дети белых людей, рожденные в колонии). Их традиции, обычаи, стремление к независимости, национальная кухня, семейные устои несут отпечаток уклада лос йоруба,арарaс, кoнгос,aуссас, карабалиес и других африканских племен, которые внесли вклад в культуру острова и возродились в Новом Свете.
Недаром кубинцы говорят про себя: у кого в крови нет от кoнго, есть от карабали.
Карнавал на Кубе
Этническая и культурная смесь, давшая рождение кубинскому народу, была определяющей в формировании этого самобытного праздника. На протяжении многих лет социологи и исследователи пытаются найти объяснение тому, как кубинцы умудряются сохранять природную веселость в любых обстоятельствах, а неприятность превращают в повод для шуток.
Живой и насмешливый кубинский характер особенно ярко проявляется в традиционных народных праздненствах, проходящих, в разное время и с некоторыми местными особенностями, на территории всего острова.
Карнавал в Сантьяго
Хотя, как уже говорилось, карнавалы проводятся фактически по всему острову, самым древним и популярным считается карнавал в Сантьяго де Куба. Он ведет свою историю с колониальных времен, когда каждый год устраивались маскарады или так называемые mamarrachos и дни Королей. Эти религиозные праздники организовывались и в честь таких святых как Santa Cristina (24 июля), Santiago Apostol (покровитель города, 25 июля) и Santa Ana y San joaquin (26 июля).
Религиозное шествие замыкали африканские кабильдос, добавляя в атмосферу процессии яркие краски своих костюмов, масок, кукол, неповторимое звучание барабанов и веселую музыку.
Сегодня карнавал в Сантьяго не сохранил свою религиозную направленность, хотя и продолжает отмечаться с 24 по 26 июля ежегодно. Основной площадкой для него служит улица Trocha (Трoча), которую украшают по такому случаю. Толпы людей собираются, чтобы посмотреть на carrоzas (каррoсас) - специльные телеги или площадки на колесах и с мотором, на которых едут певцы и танцоры и comparsas (компaрсас) - многочисленные группы людей, живущих в одном районе,которые выбирают тему, и обыгрывают ее в названии, костюмах и текстах песен. Подготовка к выступлениям начинается за несколько месяцев. На каждом шагу можно попробовать вкуснейшие блюда креольской кухни. выпить пива или рома в огромных картонных стаканах, которые называют pergas (пэргас). Еще есть две разновидности компарс: так называемые paseos (пасэос) - народные оркестры и congas (конгас) - группы без карнавальных костюмов и танцев, но зато собравшие лучших перкуссионистов города.
http://www.tours.ru/country/main.asp?id_country=cu