Отзывы: «Бал» Этторе Скола - история в лицах и танцах
Фильм, в котором не произносят ни одного слова, был выдвинут на премию Оскар в номинации «Лучшая картина на иностранном языке». Такой вот киноанекдот. Между тем в этой киноленте рассказана история Франции ХХ века. Весьма наглядно: изящным языком хореографии и пластики. При этом нельзя сказать. Что на экране балет или мюзикл, это нечто совершенно иное.
Если вам нравится необычное кино, если вы интересуетесь историей, если вас увлекает хореография, то вам надо увидеть один из самых необычных фильмов в истории мирового кино - «Бал» Этторе Скола. Режиссера, который научил историю танцевать.
Пролог
Маленький парижский дансинг. Зажигаются огни. Звучит музыка. На танцполе собираются посетители клуба – одинокие люди, кому за 30 и даже больше. У каждого свой характер, судьба, своя история, каждый ищет себе пару хотя бы на танцполе, но получится это не у всех.
Кинолента снята итальянским кинорежиссером Этторе Скола по спектаклю-мюзиклу Жан-Клода Паншена в театре "Ле Компаньоль". Режиссёр взял экспериментальный спектакль и перенёс его на экран, даже не меняя актеров. 24 исполнителя представляют 140 персонажей.
История
В отличие от трилогии сюжетных «кинобалетов» испанцев Карлоса Сауры и Антонио Гадеса, в фильме Скола отдельные интермедии и музыкально-танцевальные номера рассказывают о 50-летнем периоде французской истории - от 1934 до 1983 года. Народный фронт, немецкая оккупация, освобождение, война в Алжире, студенческая революция мая 1968 года... В фильме шесть эпизодов из прошлого: 1936, 1940, 1944, 1946, 1956 и 1968 год. Они обрамлены прологом и эпилогом из 1983 года.
В каждом эпизоде параллельно разыгрывается несколько драматических миниатюр. Танец как средство человеческого общения оказался достаточным для того, чтобы передать драматизм происходящего.
Образы
Дама в красном, женщина-вамп, синий чулок, томная аристократка и – еще десятки самых разных женщин пройдут перед нами, и каждая поведает свою историю. Интеллигент, работяга, разбитной хулиган, стукач, молодящийся жиголо и еще десятки типичных мужчин своего времени…
Некоторый схематизм и упрощенность подхода к событиям ХХ века компенсируется за счет ярких образных решений, точно найденных штрихов и деталей, максимально выражающих время под мелодии популярных шлягеров.
Этот фильм пробуждает у зрителя образное мышление, воображение, заставляет вглядываться и открывать для себя волшебную иллюзию. Этторе Скола один из немногих режиссеров, умеющих рассказывать истории изобретательно и метафорично, используя магическую власть образа. В фильме нет слов, исторические события описаны хореографическим языком, визуальные образы создают стилистика танца и мимика актеров. Не меньшее значение имеет монтаж: крупные планы героев, каждый кадр, сцена, движение сделаны с психологической точностью, пауза, немая сцена, несут в себе не менее эмоциональное воздействие, чем открытое движение. Камера движется, исследуя пространство и человека в нем, пытаясь уловить его настроение, ход мыслей, ее взгляд скользит по поверхности, завораживая и словно обнимая все предметы и тела, находящиеся в кадре.
Музыка
В фильме «Бал» время отображено за счет смены музыкальных стилей. Музыка играет одну из главных ролей в фильме. С ее помощью ярко показано вытеснение французов совсем другими нациями и расами. Начало вытеснения режиссер показал очень наглядно, французские песни сменяются сначала немецкими, потом английскими (жесткая немецкая оккупация сменяется мягкой американской), живой оркестр вытеснен транзистором, а потом на авансцене истории (поначалу очень робко, в страдательном залоге) появляются выходцы из колоний.
Каждый танец – это не только мелодия, отождествленная с конкретными историческими событиями, но и яркая характеристика конкретного образа рабочие, мелкие буржуа, чиновники и даже аристократы, презирающие чернь, хореографический язык каждого персонажа выразителен и отличен от других. Можно сказать, на маленьком дансинге перед зрителем прошли архетипы эпохи. Музыка, ритмы, танец играют в данной киноленте и сюжетную, и информативную роль. 12 пар протанцовывают историю Франции от Третьей республики к Пятой республике, от фланели к джинсе, от кадрили к хип-хопу.
Эпилог
Сердечный приступ, случившийся с постановщиком непосредственно на съемках, не помешал ему успешно завершить эту ленту, которая была награждена «Сезарами» за фильм и режиссуру и призом в Западном Берлине.
Лично я смотрю этот фильм несколько раз в год, и каждый раз вижу новые детали. Истории Этторе Скола по-прежнему завораживают меня. Музыкальные шлягеры не стареют, в отличие от сегодняшних «хитов». Его тонкая ирония вызывает улыбку.
Проходят годы, а в парижском дансинге, как и 20 лет назад, танцует история, и маленькие люди под звуки танго и вальса переживают свою жизнь снова и снова…
Вероника Тризно
http://interfax.by/article/55969